Инженерно-геологические изыскания в сложных условиях — визитная карточка ЗАО «Востсибтранспроект»
История проектно-изыскательского института ЗАО «Востсибтранспроект» началась в 1970 году со строительства Байкало-Амурской магистрали. За прошедшие более чем 40 лет предприятие принимало участие в реализации многих важнейших для Сибири проектов, каждый из которых стал заметной вехой в промышленном развитии региона.
Как отмечает генеральный директор института Степан Подрядчиков, с момента создания и по сегодняшний день «Востсибтранспроект» представляет собой чётко действующую структуру, в которой важное место занимает геология, а высокопрофессиональный подход к инженерным изысканиям позволяет постоянно повышать качество проектов и увеличивать объёмы производства. Как следствие — институт уже давно перешагнул границы своего региона.
Со знаком качества
Так, в 2011 году ЗАО «Востсибтранспроект» выполнило работы на одном из самых сложных участков магистрального газопровода «Якутия — Хабаровск — Владивосток», который находился в труднодоступном районе на границе Амурской области и Республики Саха. Институту было поручено сделать комплексные геологические изыскания на протяжении 217 километров, где был представлен сложный геологический разрез: горная, залесённая и болотистая местность, многолетняя мерзлота, а также многочисленные курумы (каменные реки).
— Эти места удалены от цивилизации, ни жилья, ни дорог, — говорит начальник отдела инженерных изысканий Денис Зверковский., — Естественно, очень тяжело было со снабжением — и материально-техническим, и продовольственным. Ещё одна сложность заключалась в том, что это север, Якутия, и там, в отличие от Иркутска, где в сентябре ещё можно работать, уже начинаются морозы, все перевалы закрываются, и даже гусеничной технике очень сложно проехать. Однако сложные геологические и климатические условия не помешали специалистам «Востсибтранспроекта» выполнить поставленную задачу быстро и качественно. Полевые изыскательские работы по всем направлениям — геологии, топографии, гидрологии — были выполнены в срок.
В минувшем году институт также работал на севере Урала — в Пермском крае, в районе города Березники, где запланировано строительство новой железной дороги. Особенности геологических работ на этом участке были связаны с выполнением работ на так называемых подрабатываемых территориях, то есть там, где уже ведётся подземная добыча газа и удобрений.
— Березники «прославились» а всю страну провалами грунта, в том числе и в районе железнодорожной станции, — говорит Денис Зверковский, — и наша задача заключалась в том, чтобы провести изыскания так, чтобы в дальнейшем с железнодорожными путями не случилось ничего подобного.
Ещё один крупный объект, на котором иркутский институт выполнил ряд сложных изысканий в 2011 году, расположен в Хабаровском крае, в районе порта Ванино. Как пояснил Денис Владимирович, для участка подъездных железнодорожных путей были характерны болотистые местности, обусловленные находящимся недалеко морем, где даже не вся буровая техника могла пройти. В связи с тем, что территория относится к природоохранной зоне, работы на ней были связаны с процессом согласования. Тем не менее, институт все изыскания выполнил и сдал заказчику в намеченные сроки.
Кроме того, в прошлом году институт продолжил изыскательские работы на ряде линейных объектов в Читинской области и в Республике Саха, на севере Иркутской области — в Усть-Илимском районе, а также в пределах Иркутска.
В 2012 году ЗАО «Востсибтранспроект» продолжает активно участвовать в проектах, связанных с развитием сырьевой базы и освоением месторождений полезных ископаемых, имеющих первостепенное значение для повышения уровня социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока. В частности, в результате переговоров и работы с заказчиками институт был выбран в качестве основного подразделения для выполнения инженерно-геологических изысканий для строительства железнодорожной линии Кызыл — Курагино в рамках инвестиционного проекта по освоению минерально-сырьевой базы Республики Тыва.
Холода им не страшны
Участвовать в таких знаковых для российской экономики проектах институту позволяет мощная производственная база.
— Среди предприятий Иркутской области, занимающихся геологическими изысканиями, институт имеет самый большой парк буровой техники, который позволяет обеспечить необходимый уровень, объём и качество геологических работ на обширной территории от Урала до Дальнего Востока, а также выполнять поставленные задачи в сжатые сроки, — подчёркивает генеральный директор Степан Подрядчиков.
Особое значение в институте придаётся внедрению современных технологий: новых способов обработки информации, получения исходных полевых данных. Обновляется и совершенствуется буровая тех-были в основном с механическим приводом, то сейчас это гидравлика, у которой больше возможностей проходки и по скальным грунтам, и по болотистой местности, а также больше глубина проходки — до 30-50 метров. Широко внедряются геофизические методы изысканий: электроразведка, сейсморазведка.
Оставаться конкурентоспособным и востребованным на рынке геологических услуг институту позволяет не только техническая база, но и кадровый состав. Кстати, как подчёркивает Денис Владимирович, в «Востсибтранспроекте» никогда не было проблемы с кадрами, о которой ещё несколько лет назад буквально кричали многие организации, связанные с геологией.
— Руководство института во все времена с вниманием относилось к своим сотрудникам, а имея основной костяк квалифицированных специалистов, «обрасти» молодёжью всегда можно, — считает он.
ЗАО «Востсибтранспроект» сотрудничает с ведущими техническими вузами региона — Иркутскими госуниверситетом и университетом путей сообщения, выпускники которых начинают работать на предприятии ещё будучи студентами.
— Молодёжь не отпугивает даже тот факт, что мы работаем в основном в необжитых северных районах Якутии, Амурской области, Хабаровского края, -говорит Денис Владимирович. — Романтика профессии привлекает молодых людей так же, как и в 60-е годы. А опытные сотрудники, чья жизнь была посвящена геологии, с удовольствием передают им свой богатый опыт. Немаловажным фактором является также зарплата, которую мы стараемся держать на достойном уровне.
Кроме этого, в институте на максимально высоком уровне обеспечивают бытовые условия специалистов, круглогодично работающих в полевых условиях. Это благоустроенные вагончики, кухни-вагончики, баня, передвижные электростанции.
Романтика жизни в палатках уже не актуальна, она ушла в прошлое. Человеку после трудового дня нужно вымыться, просушить одежду, хорошо отдохнуть, чтобы с утра с новыми силами приступить к выполнению поставленных задач.
Совокупность этих факторов позволяет ЗАО «Востсибтранспроект» занимать лидерские позиции в сфере инженерно-геологических изысканий для транспортного строительства Сибири и Дальнего Востока. В перспективе, кроме традиционного комплекса услуг, которые институт оказывает в регионах, «Востсибтранспроект» планирует выйти на рынок Иркутска, чтобы приносить большую пользу родному городу, участвуя в проектировании новых строительных объектов.
Наталия ГОРБАНЬ